kuzulka (kuzulka) wrote,
kuzulka
kuzulka

Пока все спят, я немного пошалю

Не могу объяснить своего прохладного отношения к музеям, появившегося у меня с годами. Вроде, я родом из культурной столицы, и теперь живу в культурной столице (правда, другого государства, но какая, в сущности, разница). В детстве меня регулярно приобщали к прекрасному - Эрмитаж по субботам, Русский музей по воскресеньям, плюс еще филармония и оперная студия Консерватории, шансов остаться бескультурной у меня не было изначально. Но есть несколько музеев, в которые нельзя не пойти, и музей азулежу в Лиссабоне - один из них. Хотя бы потому, что больше вы нигде в мире такого не увидите.
Не буду извиняться за качество фотографий - да, на телефон и через инстаграм. Ну не зеркалку же мне огроменную по жаре в музей таскать?

Понимаете, да? Нигде в мире.
Наслаждайтесь, а я пойду дальше культурно обогащаться.

Началось все, как обычно, с арабов. Это они привнесли плиточки из обожженной глины как элемент дизайна интрьеров, в испанский и португальский быт.. Самые древние дошедшие до нас образцы азулежу (например, в королевском дворце в Синтре) относятся к 15-му веку и родом из Севильи. Технология изготовления очень интресная, но я не буду вдаваться в тонкости процесса, скажу только, что яркость красок на плитках пяти-шести вековой давности поражает. А они ведь на улице, и каждый день на солнце, я уже молчу о дождях зимой и атлантических ветрах каждый день.

Самые первые плитки украшал узор из арабских звезд, как в левом нижнем углу.

Жизнь не стоит на месте, искуство азулежу (кстати, слово происходит от арабского зулейша, что означает полированый камушек) стремительно развивается и совершенствуется. В 16-м веке португальские мастера переняли у итльянцев технику майолики (нанесение красок на плоскую поверхность. покрытую глазурью - до этого плитки штамповались рельефно и каждый сегмент заполнялся своей краской, а канавки и бортики препятствовали смешиванию цветов). И новые темы - например, сценки из античных мифов.

Это, конечно, не сцена из античного мифа, но совершенно прелестная картина туземной охоты на леопардов. Мы же помним, что самая главная часть истории  Португалии - это история великих путешествий и открытий. Так что сцены "освоения космоса" не могли не появиться в дизайне.


К середине 18-го века португальские керамисты попали под влияние своих голландских коллег. Многоцветные яркие плиточки с орнаментами и сценками сменились сине-белыми контрастными композициями, а основным сюжетом стали жанровые сценки.

Когда мы проходили мимо этой картины, я отвлеклась и картина попала в мое поле зрения несколько сбоку. Фоном мелькнула мысль "Джентльмен с палкой для селфи".

Кавалеры на прогулке. У того, что слева в руке, определенно, палка для селфи.

В 19-м веке плиточки азулежу начали выпускать промышленным способом. И вот тут это искусство стало воистину народным - плитки оказались идеальным отделочным материалом, особенно для наружных работ. Представьте: чем красить и подмазывать фасад каждые 5 лет (а с учетом близости Атлантики и несовершенства строительных технологий - так и еще чаще), однократно покрываем его плиткой и больше уже ни о чем не думаем следующие 200 лет.



Да и внутренние помещения декорировать плиткой куда как практичнее, чем коврами - красота такая же, если не больше (ковры все-таки выцветают и не блестят), а уж убирать это куда как проще. И потом, на плитку моль не позарится, да и пыли от нее нет.

Музей азулежу

Искусство азулежу популярно по сей день. Но мне плиточки 18-го века (ангелы) как-то ближе, чем 21-го (котики). Как говорит мой муж, "когда у меня будет своя страна, я запрещу..." и далее следует перечисление того, что этот сатрап планирует запретить. Диктатура будет ого-го, а я вот думаю, не запретить ли под это дело модерн-арт вне специально отведенных для него мест.
Ангелы 17-го века и котики 21-го.

Внутренний дворик музея украшен инсталляцией какой-то современной мастерицы. Понять, в чем смысл этих отрезанных ножек и колодок, я не смогла. Ну и немножко современного азулежу - для контраста.


Полагаю, на этой оптимистичной ноте можно закончить.

Tags: Португалия 2015
Subscribe

Posts from This Journal “Португалия 2015” Tag

  • (no subject)

    Немного Португальской осени - в качестве кратковременного включения совести. Место называется Caldas de Monchique, это термальный курорт, известный…

  • Кратковременное включение совести (про отпуск в Португалии)

    Несколько фотографий из португальского отпуска. Никакие остроумные комментарии в голову не идут, так что расскажу суровую правду, как она есть. Если…

  • Лиссабон очень быстро.

    Продолжим быстренько наши экзерсиции, пока я не сдулась. Вечерний Лиссабон со смотровой площадки у лифта Санта-Жушта. Все из Инстаграма, камеру…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Португалия 2015” Tag

  • (no subject)

    Немного Португальской осени - в качестве кратковременного включения совести. Место называется Caldas de Monchique, это термальный курорт, известный…

  • Кратковременное включение совести (про отпуск в Португалии)

    Несколько фотографий из португальского отпуска. Никакие остроумные комментарии в голову не идут, так что расскажу суровую правду, как она есть. Если…

  • Лиссабон очень быстро.

    Продолжим быстренько наши экзерсиции, пока я не сдулась. Вечерний Лиссабон со смотровой площадки у лифта Санта-Жушта. Все из Инстаграма, камеру…