kuzulka (kuzulka) wrote,
kuzulka

Вы хотели мегалитов и историй? Их есть у меня, но сначала Святой Джон - не пропадать же такой приличной фотографии с руинами нормандского замка, встретившимися нам по пути в Слайго, где мы планировали внимательно изучить два объекта - карстовые пещеры Kesh (или Kaesh) и неолитический некрополь Carrowkeel.

Пещеры Kesh caves найти легко: все ведущие к ним съезды с дороги Ballymote – Boyle (R295) отмечены коричневыми знаками, а сами пещеры видны с дороги, причем если вы проскочили съезд до пещер, можно воспользоваться съездом после, а не разворачиваться в тридцать три приема с риском для себя и окружающих на узкой и извилистой сельской дороге. Не побоюсь показаться занудой и повторю свою обычную мысль: без машины в Ирландии делать нечего, экскурсии в такие места не возят.

Когда мы были здесь в прошлый раз пару лет назад, нам пришлось долго мыкаться в поисках расширения дороги, чтобы приткнуть машину, а потом форсировать ворота и чуть не ползком взбираться по скользкому склону в траве и овечьих какашках. Теперь все намного лучше: есть маленькая парковка (на нее влезет три машины, если парковаться прилично, без традиционной ирландской помпезности), построена лестничка для форсирования стены, оборудована тропинка и переходы через остальные стены. Сначала вы по тропинке, которая хорошо видна на предыдущей фотографии, доходите до второго перелаза, потом по старой заросшей дороге идете налево, а потом поднимаетесь по укрепленной и довольно пологой тропинке к пещерам, и оказываетесь справа от первой из семнадцати пещер. Почти во все пещеры можно зайти, в некоторые - просочиться с трудом. Вдоль самих пещер надо перемещаться с осторожностью - тропинка очень узкая, местами на ней даже не разойтись. Склон не очень крутой, но полететь с высоты в 200 метров не хотелось бы.

Главная пещера - пещера Кормака (по легенде, знаменитый король Ирландии Кормак был рожден у колодца у подножия холма, украден волчицей и выращен ей в этой пещере, история темная и неправдоподобная, но у нас же вечер мифов и легенд, не так ли?) - самая большая, довольно глубокая, но мы до нее не добрались, удовлетворившись осмотром первой большой пещеры с безопасным доступом (похоже, что эта пещера была еще глубже, но проход в центр холма осыпался)

Гора (маленькая гора, по нашим меркам - холм) Keshcorran и территория вокруг нее богаты археологическими артефактами. Здесь на самом деле сосредоточена большая часть ирландских мегалитов, есть на что посмотреть. Сама гора увенчана большой гробницей (которая еще не раскопана, по крайней мере, сведений о раскопках до наших дней не дошло), обозначенной на карте, как Giants grave. При предварительных раскопках вокруг было обнаружено множество человеческих останков и костей животных (пещерных медведей, ирландских лосей, оленей и даже арктических леммингов), некоторые датируются 10000 лет. Кстати, в Ирландии пещер много, и во всех находили останки пещерных медведей, жалко, что они вымерли.

Внутри самой  пещеры светло, просторно, можно выпрямиться в полный рост и даже не пытаться допрыгнуть до потолка. И не только потому, что он высоко. Посмотрите не стены: видите, они все кружевные. Подозреваю, что пол пещеры ровно такой же, так что я бы там особо не прыгала. Даже при ходьбе некоторые шаги звучат гулко - там определенно пусто, под полом. Пол покрыт землей - культурный слой, нанесенный за века. По данным археологов, эти пещеры не были местом жительства людей и вообще не использовались до 11-го века (приблизительно), но кто ж поверит этим археологам? Помните, как у Шаова: "Нас историки считают дураками, археологи всегда надуть готовы..."
В первую арку я в принципе могу пройти, почти не нагибаясь, а вот во вторую надо уже лезть на четвереньках, там темно, пол жидковатый - я не полезла, простите меня, если можете.

Судя по следам на земле, овцы приходят сюда прятаться в непогоду.
СУ со вспышкой фотографирует вглубь пещеры. Мощности штатной вспышки моего Никона не хватило, чтогбы пробить эту тьму, получились какие-то невыразительные разводы светло-черного на темно-черном, я решила с ними и не позориться, но я дошла до конца пещеры, хотя там противно - откуда-то сверху падает вода, так что половина пещеры представляет собой жидкую грязь неизвестной глубины, а вторая - нагромождение замшелых скользких камней. Грязь как раз на переднем плане, а СУ сидит на единственной сухой и чистой перемычке, по которой можно уйти вглубь метров на 10, потом свод пещеры плавно понижается и заканчивается завалом.

Потолок - для полноты картины. Вот я не знаю, эта дырка искусственного или естественного происхождения. По крайней мере, она сообщается с какими-то полостями выше, потому что дым от сигареты туда утягивает. И все это, как вы могли видеть на предыдущей фотографии, довольно высоко.

Зато виды оттуда открываются просто невероятные. Там есть еще приятный плоский камень у входа, так бы и сидеть на нем долгими летними вечерами, любуясь закатом, но тут муж отравил мне всю малину, обратив мое внимание не то, что передняя стена пещер уже отъехала от основного тела холма на несколько сантиметров, в образовавшуюся щель видно небо, и все это запросто может отвалиться в любую минуту.

Пришлось отойти для любования видами в более безопасное место. На правом краю снимка, примерно на середине по высоте, видна парковка с нашей машиной, и тропинка, по которой мы пришли. Более удаленная дорога - это как раз 295-я и есть. Самый ближний ряд деревьев на переднем плане - это старая заросшая дорога, по которой уже никто не ездит. А совсем на переднем плане то, что осыпалось из пещер в прошлый раз.

Если подняться на самый верх холма по тропинке слева от пещер (довольно крутой, но вполне проходимый подъем), то можно подойти к гробнице на вершине. Мы не полезли, оставили на следующий раз - мне еще тяжело заниматься горным туризмом, да и обувь у нас была простовата для такого случая, я бы все-таки рекомендовала настоящие горные ботинки, а не пижонские кроссовки для зала.

Немножко ботаники - это я сижу на плоском камне в безопасном месте и любуюсь окрестностями, пока мой муж хозяйственно обегает все остальные 15 пещер. В прошлый раз мы были здесь в отвратительную погоду, ни видов, ни удовольствия, и укрыться в пещерах не удалось, потому что ветер задувал даже в самые дальние уголки.

Вот так выглядит тропинка. Примерно на 2/3 подъема есть скамейка "с видом" - можно присесть и передохнуть, очень кстати.
Знаете, меня удивило, что внизу не поставили будку с теткой, собирающей по 2 евро за вход.

Мы довольно быстро уехали - нам надо было осмотреть еще некрополь в паре километров. Но вечером, когда мы ехали обратно, пещеры были так волшебно освещены заходящим солнцем, что я не удержалась.

Собственно, про пещеры - это все. Продолжим наши мегалитические экзерсиции завтра, с новыми силами.
Tags: Ирландия

• Поговори об этом со своим психотерапевтом (с)

Ужасно быть такой ленивой, как я! Фу, просто фу. Никогда так не делайте. Шаль уже пару месяцев, как связана, фоточки СУ уже неделю, как выдал, а я…

• (no subject)

А вообще, на фоне всей этой жизни сурка я поняла внезапно, что по-прежнему не люблю утро понедельника. Вот сегодня, к примеру: проснулась я зачем-то…

• Про еду

Вы не поверите, какие это муки ада - заказывать доставку еды. Я уже три часа сижу, чуть головой об экран не бьюсь, пытаясь сообразить, какая еда нам…

• Поговори об этом со своим психотерапевтом (с)