kuzulka (kuzulka) wrote,
kuzulka

История о том, как мы совершали восхождение на Священную гору.

На самом деле, это путевые заметки, написанные исключительно из зависти к тем, кто путешествует.

В ознаменование окончания сентября, а может просто по случаю приличной погоды (дождя нет, ветра нет - живи себе и радуйся), мы решили предпринять оздоровительную прогулку на Croagh Patrick. Это гора, вторая по высоте в Ирландии (762 метра над уровнем моря), знаменитая тем, что именно на ней Святой Патрик собрал всех змей и гадов перед тем, как окончательно выдворить их из страны. Ходят, правда, слухи, что про одного очень древнего и ленивого змея, который отказался явиться на гору, он так и забыл в спешке , но живет этот змей в Северной Ирландии, так что нам он не страшен. Кроме того, на этой же горе Св.Патрик постился сорок дней, одолеваемый демонами в виде огромных черных птиц (нигде больше мы не видели таких жирных и откормленных воронов, они там действительно знатные). На сороковой день ему явился Ангел и попросил прекратить пост, поскольку на небесах уже начали опасаться за его жизнь. На этом месте Патрик согласился, но выторговал три условия:
1. независимость Ирландии;
2. за семь лет до конца света Ирландия опустится под воду (так что теперь, если кто станет нас концом света пугать, у нас всегда есть довольно большой и надежный ориентир близости этого самого конца);
3. на Страшном Суде ирландцев будет судить сам Св.Патрик, проявляя к ним большое снисхождение (а вот интересно, это касается только этнических ирландцев, благополучно рассеянных по всему миру, или людей, получивших гражданство, тоже? надо будет провентилировать этот вопрос).
В память об этом знаменательном событии на вершине горы выстроена молельня, в которой проводятся торжественные службы в День Св.Патрика (17 марта - день смерти святого) и в The Reek Sunday (буквально - вонючее воскресенье, предстоит еще разобраться с тем, что это означает на самом деле).
    Утром (часов в 11, а что напрягаться-то) мы построились, погрузились в машину к нашему другу, который решил предпринять эту поездку для достижения большей душевной близости с дочерью-подростком, и поехали. Живописать красоты местных дорог не буду, потому что укачало меня насмерть и к моменту приезда в Murrisk - городок, расположенный у подножия горы - сил у меня уже ни на что не было, а хотелось одного: полежать во-о-он под тем кустиком. И чтоб не качали.
    Полежать не удалось, поскольку восхождение началось стразу по прибытии. И началось очень цивилизованно - с лестницы. Правда, ступеньки были слишком широкие, что несколько затрудняло подъем, но если бы это было главное... Через несколько десятков метров, у статуи святого, лестница благополучно закончилась и началась собственно "дорога" в гору.
    Отступление: в начале прошлого года (29-го января, если мне не изменяет память), мы уже ходили в горы с командой с работы. Тогда это называлось Hi-walking. После этого мероприятия я торжественно поклялась себе, что НИКОГДА больше не попадусь на эту удочку, то есть в горы меня больше никто не заманит. Но Croagh Patrick - культовое место, десятки, если не сотни тысяч людей ежегодно совершают это восхождение. Летом, как раз на The Reek Sunday (что же это все-таки значит?) я видела репортаж о восхождении в новостях. Там как раз отметили, что многие паломники идут на гору босиком. Поэтому, когда поступило предложение посетить святыню, мысли о плохом у меня не возникло - ну уж если старички босиком могут влезть, значит, для меня - и вовсе не проблема. Как я ужасно заблуждалась.
    Дорога в гору представляла собой каментистое бездорожье с натоптанными тропами, поднимающееся под относительно небольшим углом. Гор впереди было много, так что спросить, на которую именно мы поднимаемся, я догадалась только через час (к тому времени я уже двести раз испилила себя вдоль и поперек за курение и пренебрежительное отношение к спорту). Остальные участники нашей экспедиции как раз устроили привал на камушках, тут-то я их и догнала. В ту же минуту все подорвались бежать дальше, а я милостиво разрешила меня не ждать, только попросила позванивать мне время-от времени, на предмет - если я не дойду, чтобы они не ждали меня на вершине напрасно подобрали труп, когда будут спускаться.
    В общем, я уже не очень молода, толстовата и ленива. До первой станции (половина подъема) я добралась с большим трудом. Там мне встретилась рукотворная каменная горка (метра полтора - два в высоту и около пяти в диаметре), в центре которой был вмурована гранитная табличка с предложением обойти вокруг этой горки семь раз, семь раз прочесть "Отче наш", семь раз - "Hail Maria" (Это молитва типа нашей "Богородице дево радуйся") и один раз - "Credo, Domini". Пока я эту надпись читала, представляла себе в красках и картинках толпы паломников, водящих хороводы вокруг каменной кучи, фотографировала - у меня как раз открылось второе дыхание.
    Особенно позабавила меня мысль о том, как, должно быть, потешаются православные святые, наблюдая за моим штурмом католической святыни на последнем издыхании. Кстати, вечером, добравшись до дома, я вычитала в интернете, на сайте Русской Православной Церкви, что Святой Патрик почитается наравне с остальными православными святыми, поскольку был канонизирован до раздела церквей в 1054 году. Только День Св.Патрика в России не 17-го, а 30 марта - из-за различия календарей. Кстати, есть еще Святой Эдуард, также признанный Русской Православной Церковью (так что если кого из Эдиков крестили Василием или Петром - можно возмутиться).
    Вторая половина подъема оказалась значительно хуже первой: там хоть были тропки, натоптанные между камнями, и временами это все даже было похоже на дорогу. Так вот к началу подъема непосредственно на гору все это кончилось. Склон горы представляет собой каменистую осыпь с песчаной тропинкой, все это едет из-под ног, местами так узко, что разойтись со встречными счастливцами - проблема. При этом угол подъема сильно увеличился. Честно сказать, больше всего хотелось позвонить остальными товарищам и сказать, что я заканчиваю восхождение на этом месте. Но тут мне встретилась очередная группа спускающихся, которые убедили меня в необходимости закончить начатое (я же не знала еще, что это наш, православный святой; может, мне было бы легче подниматься, если бы у меня была идеологическая цель). При этом меня очень занимала мысль о спуске, потому что всем известно, что влезть на крутую гору легче, чем слезть с нее. А тут еще приехала туча, стало сыро и ничего не видно на расстоянии 10-15 метров, что, сами понимаете, сильно прибавило мне оптимизма. В тот самый момент, когда силы окончательно меня покинули, тропинка сделала очередной поворот и я - О ЧУДО!!! - оказалась на вершине.
    Из-за тучи насладиться видом окрестностей со второй по высоте горы Ирландии не удалось. Изредка в прорехах мелькали какие-то маленькие и невыразительные куски залива и долины, но как-то странно любоваться видами в дырку в туче. Покурить тоже не удалось - внутри тучи было очень сыро и холодно, так что сигаретка не доставила бы мне никакого удовольствия, что зря добро переводить.
    Зато там оказалась небольшая церковь - молельня Святого Патрика. Правда, построена она была только в 1905 году, а было ли что-то на ее месте раньше или нет - выяснить не удалось. И еще там оказалось странное сооружение под названием Кровать Св.Патрика, больше всего напоминающее своим видом могилку. Но я-то точно знаю, что он похоронен совсем в другом месте, в городке Downpatrick.
    А еще там оказался туалет (настоящий туалет, с водой, туалетной бумагой и всеми прочими положенными этому заведению аксессуарами), тактично спрятанный за молельней - надо же, удивилась я, все для людей... И правда, не гадить же паломникам на склонах священной горы, под камушками.
    Провели мы на вершине не больше получаса, причем замерзли так, что уже зубами начали постукивать. Поэтому было решено спускаться. Майя (та самая дочь-тинейджер, ради которой все это было затеяно) улетела вниз бодрой ласточкой, я поползла вслед за ней пожилой недоброй каракатицей, проклиная свою самонадеянную глупость (предлагалось же мне надеть специальную горнопрогулочную обувь, нет, я же и в кроссовках везде пролезу...) и мысленно составляя реестр мышц, который будут болеть завтра. Забегая вперед, скажу, что не включила в него и половины, потому что вчера вообще ходить-стоять-сидеть не могла, а сегодня еще хуже.
    Когда я уже слезла с крутого склона и гуляла вниз по пологой части горы, у меня появилась возможность рассматривать окрестности и, в частности, непосредственно дорогу. Кроме воронов, кружащих над горой (но без нахальства, на приличном удалении), меня позабавило количество ошметков обуви, попадающееся по пути. То есть через каждые десять метров встречаешь какую-нибудь деталь от ботинок или кроссовок. Ну понятно, не всякая цивилизованная обувь выдержит такую прогулку. И еще много одежды - куртки, свитера, футболки - аккуратно снятые хозяевами и сложенные на камушках. Вероятно, люди поднимались в гору, им делалось жарко, они снимали с себя лишнее и складывали на дороге, чтобы забрать при возвращеннии. А когда они возвращались, им было уже не до пустяков. Или они не возвращались... Может быть откормленность воронов как раз и является следствием невостребованности одежды? Не знаю, не знаю, у меня нет своего мнения по этому вопросу. Если что узнаю, допишу. Может, это такой религиозный обычай - украшать путь к святыне своими одеждами.
    Начали мы лезть на гору около часа дня, слезли с нее в начале седьмого. Точного времени не знаю, поскольку часов у меня, как положено, нет, а мобилка лежала в рюкзаке и доставать ее было лень. По пути домой я присмотрела пару живописных городков, которые надо будет посетить, как только удастся раздобыть страховку на машину - Louisburgh, Westport, Maam Cross (в этом городке, кстати, во время паводка размыло потрясающей красоты каменный мост 17-го века, но его, похоже, будут восстанавливать).
    Дома я вцепилась в компьютер и подробно изучила теоретическую часть нашей прогулки. На будущее, хорошо бы заиметь оыкновение делать это до, а не после. А еще нашла на полке книгу "Ireland: History of a Nation" Девида Росса и перетащила ее поближе к постели для удобства чтения.

А тут можно посмотреть фотографии:
Tags: connemara, Ирландия

• Не мы такие, жизнь такая (с)

Скажите мне, мои дорогие друзья, где была моя пустая голова, когда я себе решила, что в этом году (мне цифра ужасно понравилась) я буду писать по…

• Про Мышь - 1

Это в своем роде антикварная мышь. 45 лет назад (или около того, я точных дат не помню) бабушка сшила мне ее по выкройке из детского журнала. Не могу…

• А потом еще Крещение, Татьянин день...

Сижу я вся такая, затеваю козни, как бы похудеть, но при этом не страдать в одиночку. Ну, в том плане, как бы вас сподвигнуть. Не буду врать, что я…